?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

desert_or_ocean_by_rpiko1-d5z7kxiЗашла сегодня в спортивный магазин и увидела сценку, которая меня потрясла.

На одного маленького мальчика, лет трех, просто вихрем налетает другой мальчик, того же примерно возраста. Налетел он так, что задел как-то его по голове и, может, даже попал рукой в глаз.

Ребенок на которого налетели, был в полном недоумении. Надо сказать, я тоже. Я сама не успела определить, что это было.

Меня просто поразила реакция молодой мамы ребенка, на которого вот так "напали". Она твердым уверенным голосом сказала своему ребенку: "Он с тобой поздоровался. Он не обидел тебя."

Меня это потрясло. Потрясла мудрость и сила этой мамы. Потому что именно так в маленьком человеке закладываются механизмы позитивного восприятия окружающего мира. У этого ребенка, когда он вырастет, стакан будет наполовину полон.

Эти механизмы восприятия лежат в нас очень глубоко. Во взрослом возрасте корректировать их очень сложно. А от этого зависит наш успех, наше благополучие, наше умение ладить с окружающими, наше умение быть счастливыми. Корректировать сложно. Очень сложно. Но способы существуют. Но это об этом я расскажу позже.

Знаете, если бы я чуть быстрее осознала то, что произошло в магазине, я бы подошла к этой молодой маме и сказала ей, что она проявила нереальную крутость... Аж комок в горле.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
sever_jug
Aug. 26th, 2014 07:54 am (UTC)
Хм...
Марина, но что же делать с тем, что тебе попало по голове и в глаз? Очень часто в жизни мы сталкиваемся с чем-то подобным, когда кто-то нарушает твои границы и приносит тебе (пусть неосознанно) урон. Оттоптанная нога меньше болеть не начинает от того, что кто-то "не специально".

Уметь отстаивать свои границы - не менее важно, как уметь не нападать.

По-моему, эта мама оказывает ребенку просто чудовищную услугу - она лишает его связи с собственным телом и собственными чувствами.
marina_haifa
Aug. 26th, 2014 09:42 am (UTC)
Ольга, умение отстаивать свои границы должно быть и я уверена эта мама этому тоже учит своего ребенка. Но в другой ситуации. Эта ситуация пронеслась, как вихрь, она не имела продолжения, налетевшего ребенка быстро забрали и все, что оставалось, - это оценить ее и понять, как к этому относиться. Можно, конечно, было впасть в агрессию, в обиду и т.п., но это этого оттоптанная нога тоже болеть меньше не станет. А вот душевная боль добавится. Речь идет о ситуациях, которые можно воспринять 50 на 50 - как агрессию и как нейтральное к тебе отношение. Это иллюстрация к ситуации, когда стакан наповину пуст или стакан наполовину полон. Вот когда в стакане реально меньше половины стакана воды, вот тогда надо отстаивать свои права. Т.е. если бы ОДНОЗНАЧНО было понятно, что это агрессия, несущая в себе опасность для личности, тогда надо защищаться. А когда речь идет только об оценке, и ей с ОДИНАКОВОЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ можно присвоить и плюс, и минус, нужно присвоить плюс. Это вопрос душевного здоровья.
sever_jug
Aug. 26th, 2014 10:36 am (UTC)
Мама, по моему мнению, не сделала одной очень важной вещи - не поинтересовалась состоянием ребенка. Она директивно назначила ему реакцию. Это нормально - испугаться, когда на тебя налетели. Это естественная реакция. Но кому хочется иметь дело с хнычущим ребенком?

То есть нет вот этого момента: "Милый, ты испугался? Тебе больно/ Тебя ушибли?", а потом уже "не волнуйся, тебя не хотели обидеть, он здоровался".
И тогда мы сохраним связь с реальностью и с собой, а не глушим совершенно естественный испуг и связанный с этим негатив (природой и инстинктами обусловленный).

Положительная реакция все равно должна идти из позиции "А как мне? (в этом, с этим)", и если мне вдруг не ок - то и это нужно уметь отреагировать. А-то потом будет "Все нормально, я нормально, только вот что-то голова после магазина разболелась. Нет-нет, я не нервничал, не злился, не переживал".
marina_haifa
Aug. 26th, 2014 11:30 am (UTC)
Ольга, не соглашусь. Ребенок в любом случае учится у других людей так или иначе реагировать на все, поэтому иногда совершенно нормально директивно назначить ему реакцию. Вы же директивно обучаете его таблице умножения, а не предлагаете ему эмпирически изобрести эту таблицу умножения, основываясь исключительно на своем опыте? Даже на боль можно реагировать по-разному. Это не лишение связи с собственным телом. Боль - она будет чувствоваться, она никуда не денется, но относиться к ней можно по-разному. Можно долго лелеять свою боль там, где она совершенно терпима и не мешает идти дальше. Так мы получаем людей, которые культивируют свои болезни, слабости, депрессии и т.п. Я плотно общалась с одним психиатром. Он сказал хорошую мысль, что человек находится в депрессии ровно столько, сколько он сам позволяет себе в этом находиться.

Мама прекрасно видела, что с ребенком все в порядке - Вы же понимаете, что рассказ мой просто очень краток и излагает только самую соль. Мама все поняла быстрее меня - это я не знала, кто эти дети, вместе ли они пришли что пр., пр. Мама ребенка быстро все оценила. А вот это ИЗЛИШНЕЕ "милый, ты испугался? Тебе больно?" - это реально путь к постоянно хнычущему ребенку. Ребенку лет эдак 20-30-40 и т.д.

Edited at 2014-08-26 11:32 am (UTC)
marina_haifa
Aug. 26th, 2014 11:58 am (UTC)
Я приведу более яркий пример. У моего мужа, когда он служил в армии, был сослуживец, который совершенно не понимал русского языка (в силу своей национальности). На каждого, кто к нему обращался, он просто кидался с кулаками. Этот человек изначально считал, что мир агрессивен по отношению к нему. Такую реакцию я часто вижу у людей - пусть не в столь крайнем проявлении, но суть именно такова. И вот о том, как избежать этого я и говорю.
sever_jug
Aug. 26th, 2014 12:31 pm (UTC)
Мы явно не слышим друг друга :)
marina_haifa
Aug. 26th, 2014 12:51 pm (UTC)
Может быть.))) Мы просто говорим немного о разных ситуациях. Я понимаю, что Вы говорите правильные вещи в корне - это бесспорно. Вопрос только в нюансах. Где проявить одну тактику, где другую - зависит от ситуации. И вот в этом - самая главная проблема воспитания.))) Нужно постоянно балансировать, смотреть на реакцию ребенка, знать его, понимать его... Готовых рецептов, подходящих для всех в во всех ситуациях, просто не существует. Поэтому мы и говорим о разном.)))
Tina Ligay
Mar. 8th, 2015 02:41 pm (UTC)
Добрый день,Марина!
Не удержалась и таки отпишусь, как мама такого же маленького малыша. Полностью поддерживаю Ваши взгляды и ход Ваших мыслей на данную ситуацию ,т к сама ,порой с трудом, стараюсь балансировать между сотнями(есть такие-нет?) гранями))Да и ситуации бывают разные...

С первых строчек Ваших, в самом посте, зацепила меня волна мыслей на тему воспитания детей(в особенности мальчиков),прям мурашки по коже от слов молодой мамы. Мама просто умничка! Часто стараюсь мгновенно вникнуть и успеть выдать пару слов, капашась в своей зоне фантазий)),пока не разрослась ссора и не покапали слезы и причем работает не только с малышами, но и с мужчинами-это совершенно точно!).

Но самое главное,тронули Ваши мысли на этот счет,Марин. Читая многое из Ваших публикаций и постов,понимаю и радуюсь,что плыву на одной волне с Вашим пониманием мира,с Вашей реакцией на то или иное,не зависимо ,советы по БАДам это или человеческая история....
Спасибо Вам еще раз огроменное, Марин, за то, что Вы есть такая, какая именно ВЫ есть,такая разная и такая удивительная Марина Хайфа!

marina_haifa
Mar. 13th, 2015 05:54 pm (UTC)
Здравствуйте, Тина! Счастлива была прочитать Ваше письмо!) Эх, до чего же приятно встречать людей, с которыми находишься на одной волне!))) А насчет того, что это работает не только с малышами, но и с мужчинами, это работает вообще со всеми, пожалуй.))) Вспомнила под это дело, как моя сестра в каких-то случаях звонит мне и спрашивает: "Марина, вот ты обиделась бы в такой ситуации?" - и рассказывает какую-нибудь историю, с ней произошедшую.))) Если я ей говорю, что это фигня и даже голову тут нечем забивать, она не парится и не обижается.)))

Эх, и спасибо, Тина, за "разную и удивительную Марину Хайфа"!) Безумно приятно быть разной и удивительной.))) Надеюсь, порадую еще самыми разными гранями - сотнями!!! - не своими))), а этого мира!))) Буду скромной.))) Ууууух!!!!!!))))))))))))
Tina Ligay
Mar. 14th, 2015 03:45 am (UTC)
Судя по тому,как я жадно поглощаю Ваш ЖЖ уже по стописятому кругу:), буду ждать с нетерпением Ваши новые познавательные посты,идеи!!!Дай бог Вам крепкого здоровья,Марина!!!
marina_haifa
Mar. 21st, 2015 06:38 pm (UTC)
Ух как радует, что есть такие внимательные читатели!)))
Юлия Мищенко
Aug. 26th, 2014 12:50 pm (UTC)
Действительно невероятная крутость!
Потрясающая реакция! Прям вот захотелось ее запомнить, очень правильное поведение. У меня нет детей, но есть собака и там примерно то же самое, постоянно неправильное воспитание, отсюда неправильное восприятие у животного, у меня чихуахуа и я никогда не хватаю его на ручки, увидев большую собаку, а всегда позволяю ему с ними общаться, как результат - он ладит практически со всеми собаками любого размера и пола (многие знают, что кобели маленького и большого размера плохо ладят - крупные кидаются на мелких), а все удивляются, что он такой смелый, на самом деле просто все остальные своих мелких собачек хватают, те учатся бояться, сразу видят во всех крупных собаках агрессию и тп... Я о чем... О том, что оберегая излишне свое чадо, мы зачастую делаем ребенку скорее плохо, чем хорошо. Моя собака все равно увидит агрессию, она убежит, если будет действительно нужно, но она не лает на всех подряд просто потому, что вдруг на нее кинутся, она не бежит проситься на ручки чуть что, она просто адекватно реагирует на окружающий мир. Собака это совсем не ребенок, поэтому я вдвойне восхищаюсь реакцией этой мамы!)
marina_haifa
Aug. 26th, 2014 08:45 pm (UTC)
Re: Действительно невероятная крутость!
Да, Юля, пусть это прозвучит несколько цинично, но воспитание детей и собак - процессы очень похожие.))) Очень классный пример у Вас.) Вот и я о том же, что когда будет реальная угроза, и собака, и ребенок поймут, что нужно защищаться - инстинкт самосохранения ведь никто не отменял. Да, речь именно о том, чтобы "не лаять" впустую, только потому что мир МОЖЕТ на тебя накинуться. Он может. И к этому тоже нужно готовить ребенка. Но в другой ситуации.
Юлия Мищенко
Aug. 28th, 2014 02:50 pm (UTC)
Re: Действительно невероятная крутость!
К слову про собак и детей.. Я как-то читала статью Цезаря Милана о воспитании собак, мне очень понравились его мысли на этот счет, а еще больше то, что его точка зрения работает не только на собаках) Он говорит, что хозяин должен излучать энергию спокойно-напористую, а собака - спокойно-послушную. И вот его же цитата про людей: "Когда я научился быть спокойно-покорным с женой, это улучшило мой брак на 100 %!" А вообще уверена, это самое правильное поведение в обществе, а в воспитании детей и подавно. Вроде бы простые вещи, но если честно, пока не прочитала, не пыталась сформулировать и не задумывалась особо. Прям как с Вашими словами про молодость и лишний вес) Никогда не думала над тем, что килограммы добавляют нам возраст, а ведь это так очевидно, когда задумываешься)
marina_haifa
Aug. 30th, 2014 07:51 pm (UTC)
Re: Действительно невероятная крутость!
Позабавило, что в отношениях с женой Цезарь Милан выбрал роль собаки.))) А простые вещи - они такие да.))) Даже когда знаешь их, иногда очень полезно услышать их лишний раз.))) Но именно простые, а не банальные. Простые, краткие и емкие.) Мотивирующие и поддерживающие.)
deseeda
Aug. 26th, 2014 01:05 pm (UTC)
Марина, спасибо за этот замечательный пост.
И спасибо что так точно сформулировали то, что я всегда чувствовала. Я лично хочу, чтобы мои дети относились к миру позитивно. Естественно еще и осторожности учу, и чтобы себя в обиду не давали. Это немножко разные вещи (не будем мух с супом мешать).
Прочитала в комментариях в ВК, что "...даже когда руку сломают, думают, ну и хорошо, посуду месяц мыть не буду))"
А я вот согласна ))) Если рука уже сломана, можно лечь и страдать, обидели, бо-бо и т.п. А можно не жалеть себя, а взять и весело купить посудомойку. Приведу пример из жизни моей тети, которая в 71 год сломала шейку бедра. Постельный режим в надежде что зарастет. Многие после такого уже никогда и не встают. Лежала месяца два долго. Не зарастает, уже и пролежни начались. На операцию и денег нет и противопоказаний куча. Все?
А вот и нет. Решила, зачем тогда лежать, если не зарастает ничего и стала вставать. Сама. И ходить потом тихонечко. и на улицу спускаться. Трудно, но не жаловалась ни разу. Помню ко мне на другой конец города с палочкой буквально приползла - с детьми посидеть. Или на шашлыки в деревню с родней поехала, а там поле перекапанное и 1 км пешком. Мы ей - теть Галь, с ума сошла? Так на этом поле и останешься. А она улыбается - да ничего, я потихонечку, пройду-отдохну. А через несколько месяцев взяло и ведь сраслось. Врачи в легком шоке, а она и сейчас (в 76) и ездит везде и ходит. Первый в своей жизни загранпаспорт собралась делать. В Израиль хочет, туристом. Она совершенно обычная бабулька, не супер-здоровый от природы уникум.

Еще по посту добавить хочу как мама двоих детей. Если сразу - ах,ах, а тебе не больно милый. Конечно ж скажут больно. Даже мелкий годовалый знает. А если больно, значит тот мальчик плохой, обидеть хотел и обидел, значит ах я бедный-несчастный. А ведь налетевший мальчик скорее всего и НЕ ХОТЕЛ обидеть. Ну налетел перевозбудженный, бывает. Случайно.

Пусть дети растут счастливыми! И любят этот мир.
marina_haifa
Aug. 26th, 2014 09:42 pm (UTC)
Ирина, все верно! Я тоже за то, чтобы учить осторожности и за то, чтобы учить за себя постоять. Я считаю, что мир жесток и надо уметь быть жестким в этом мире. Этому надо учить. Но совершенно правильно, позитивное восприятие и умение за себя постоять - это разные вещи и учить давать отпор нужно немного в другой ситуации. Когда угроза очевидна и однозначна. И да, если жалеть по любому поводу, то всегда будет "больно".))) Даже когда не больно.) А ведь когда вырастет, никто жалеть не будет.
А тетя молодец. Самое забавное, что больше всего поразила даже не сросшаяся шейка бедра, а первый загранпаспорт в 76 лет! Вот это вообще мощный показатель!)
gloria_n99
Aug. 30th, 2014 08:14 am (UTC)
На одной волне)))
Марина,полностью согласна и с действиями мамы и с вашим отношением к боли! С собой то я давно разобралась:и с позитивным восприятием,и с болью. А вот теперь с детьми. С дочкой всё Ок,т.к. воспитывала сама, муж умер,когда ей было 1,5 мес,причём только своим поведением,что-то объяснять времени просто не было.Добрая,самостоятельная,очень коммуникабельная,при этом-"спокойно-покорная"))))) А вот с сыном (он азербайджанец) всё по другому. Я та же,но рядом муж и куча азербайджанских родственников,с совершенно другими ценностями и отношением. И сын вырос совсем другим((( Конечно, это очень важно-именно наше (родителей)восприятие действительности. Потом оно и определяет,в целом,характер наших детей.
marina_haifa
Sep. 1st, 2014 06:55 pm (UTC)
Re: На одной волне)))
Лариса, у Вас, наверное, еще вопрос генов вмешивается в ситуацию! Горячая кровь - тоже важный фактор.)
А вообще, очень классно, что на одной волне, потому что вопросы воспитания - такая тема, где точки зрения часто расходятся.) Мне очень приятно, что эта ситуация нашла такое понимание!
sandlerushechka
Nov. 21st, 2014 05:10 pm (UTC)
Я в культурном шоке от реакции мамы ребенка.Сколько мудрости в ее словах.Просто отрезала ребенку негатив и концентрирование на боли и дискомфорте.Вау.Нет слов.
marina_haifa
Nov. 23rd, 2014 12:14 pm (UTC)
Юля, классно, что Вы так же восприняли эту ситуацию!) Очень точно сказали - "отрезала" и "концентрирование". Да, я именно об этом... )))
sandlerushechka
Nov. 23rd, 2014 06:06 pm (UTC)
Этим примером можно уроки позитивного мышленмя начинать.Да и вообще, учится отличать важное от косвенного.Я до сих пор под впечатлением.
marina_haifa
Nov. 23rd, 2014 06:15 pm (UTC)
Да, я думаю, эта мама сможет воспитать сильного человека. Ведь позитивное восприятие дает огромную силу человеку... огромную...
sandlerushechka
Nov. 23rd, 2014 06:34 pm (UTC)
Это точно,ее дети,скорее всего,вырастут правильно ориентироваными на успех и гармонию.
marina_haifa
Nov. 26th, 2014 06:11 pm (UTC)
Думаю, да.)
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

marina_haifa
marina_haifa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
      Подписывайтесь
    на меня в соцсетях
























Яндекс.Метрика

Tags

Powered by LiveJournal.com